1.
Приемы поиска работы «по знакомству»
Классный руководитель: Для
тех, кто после окончания школы решит устраиваться на работу, сегодняшний разговор
будет очень актуален.
На
современном этапе развития рынка труда очень часто работодатели прибегают при
поиске сотрудников к рекомендациям знакомых. Это связано с тем, что брать
человека «с улицы», полагаясь на свое первое впечатление, не всегда надежно.
Поэтому работодатели и страхуют себя, обращаясь к знакомым. И если у вас есть
возможность воспользоваться этим каналом трудоустройства, не пренебрегайте им!
Вот
некоторые рекомендации, которые, по мнению психолога-консультанта Инны
Зайченко, помогут вам при поиске работы «по знакомству»:
•
Если вы обращаетесь к знакомым, чтобы они лично предоставили вам работу, сразу
же постарайтесь соотнести свои возможности с требованиями.
•
Внимательно выслушайте, что от вас будет требоваться, каков объем и содержание
работ, оцените себя — справитесь ли вы с такими задачами?
•
Если вы не сможете оставаться
после работы или выполнять работу на дому, а это нужно будет делать, сразу же
оговорите этот вопрос, найдите компромиссное решение. Поскольку в дальнейшем
это выльется в поток недоразумений и обид.
•
Если вы рассчитываете на помощь этого человека на работе, спросите о том,
сможет ли он уделять вам дополнительное время, внимание.
•
Вы можете также обратиться к знакомым, чтобы они помогли вам отыскать
информацию о свободной вакансии или же сообщили об открывающейся вакансии.
•
Тогда ваша задача состоит в том, чтобы наиболее лаконично рассказать о себе,
своих знаниях и умениях, навыках, достижениях в интересующей вас профессиональной
сфере. Четко и конкретно расскажите о том, какую работу вы ищете и что вы
можете предложить работодателю из своего опыта.
•
Общаясь со своими знакомыми, вы можете также попросить их познакомить вас с
тем, кто в данный момент или в ближайшем будущем собирается подыскивать себе
сотрудников.
•
Таким образом, вы не только выявляете источник информации о вакансии, а
получаете еще поддержку, рекомендации знакомых.
•
Не стоит обращаться к тем людям, которые не авторитетны для вашего будущего
работодателя. Тогда вы только пострадаете.
•
Не демонстрируйте свое недовольство во всех случаях, когда помощь, на которую
вы надеялись, получить не удалось.
•
В любом случае не забудьте искренне поблагодарить человека за то, что он
выслушал вас, уделил вам внимание.
2. Поиск работы путем собственной рекламы (резюме)
В настоящее время
результативным способом поиска работы является размещение на досках объявления,
в газетах, в специализированных изданиях или на сайтах «Поиск работы» в
Интернете собственной рекламы — резюме. Как правильно составить (написать)
резюме? Специалисты рекомендуют следующее содержание резюме:
Представьтесь. Укажите фамилию, имя,
отчество (рекомендуем выделить жирным крупным шрифтом), дату рождения и число
полных лет.
Контактные
адреса (в том числе, электронный) и телефоны.
Часто
забывают указать отчество, или домашний адрес, или не указывают, какой из
телефонов рабочий, а какой домашний и в какое время куда лучше звонить.
В
тексте довольно часто приводят не тот электронный адрес, с которого посылают
электронное письмо с резюме. Если кандидат претендует на владение компьютером,
это ошибка. Посылать резюме надо только с т-адреса, который фигурирует в тексте
резюме.
Цель. Укажите точное
название должности, которое хотите получить. Ее формулировка должна точно совпадать
с тем, как она заявлена.
Некоторые
вместо должности пишут «хотел бы получить интересную работу, которая бы
соответствовала моему образованию и опыту работы и могла бы принести пользу
вашей компании для ее дальнейшего успешного развития». Такого рода формулировка
вызывает недоумение у работодателя и не находит поддержки. Ясно, что
сам человек плохо себе представляет, чем конкретно он мог заниматься и как бы
предлагает работодателю решить кроссворд — внимательно изучить резюме и найти
верный ответ, проставив его в графу «должность».
Не
указывайте несколько должностей сразу. Это снизит ваши шансы. Компании
требуется специалист на определенную должность,
Образование. Укажите, где, когда
и какое учебное заведение окончили.
Необходимо
перечислить все возможные награды различных конкурсов, олимпиад, конференций,
наличие «красных» дипломов и т.д. Пишите подробно, указывайте факультет,
специализацию, тему диплома. Укажите номера соответствующих дипломов,
свидетельств и сертификатов. Не забудьте также о курсах повышения квалификации
и стажировках, даже если они были однодневными.
Не
следует писать, какую школу вы окончили и с какими отметками: может сложиться
впечатление, что вам больше нечем похвастаться.
Опыт работы. Это самый важный и
самый длинный раздел резюме, который по объему должен превышать все вместе
взятые остальные разделы. Следует подробно излагать только «голые» факты,
избегая лестных самооценок наподобие «большой опыт работы», «умение работать
в команде», «хорошие организаторские способности» и т.п. Резюме составляется
так, чтобы менеджер сам сделал нужные вам выводы. Пусть за вас говорят факты.
Если
ваша работа носила проектный характер (программист, дизайнер), то перечислите
все ваши проекты, длившиеся свыше одного месяца. Если работа однородная или не
носит проектного характера (менеджер, продавец), то выделите в вашей работе
какие-то особенности и виды работы (например, работу с определенным крупным
заказчиком или поставщиком).
По
каждому проекту (особенности) необходимо кратко и точно указать:
—
период времени с точностью до месяца (можно приблизительно);
—
место работы;
—
наименование проекта (вида работы, особенности);
—
краткую характеристику проекта (вида работы, особенности) на 1—2 строчки;
—
используемый инструментарий (например, компьютерные программы, специфические
технологии, которые могут представлять интерес для работодателя);
—
вашу роль в выполняемой работе.
В
ваших интересах сделать список как можно длиннее. Чем больше опыта, тем больше
шансов устроиться на работу. Не пренебрегайте упоминанием курсовых, дипломных,
научных работ, всевозможных приработков и т.д. Все это — большие проекты, малые
ли — так или иначе составляет ваш реальный опыт, который непременно нужно
отразить в послужном списке.
Перечислять
работы (проекты) и нанимателей необходимо в обратном хронологическом порядке,
т.е. последняя работа должна быть записана первой, предпоследний — второй и
т.д.
Когда
раздел с описанием опыта опущен, невозможно сделать вывод о качествах
кандидата, и резюме неизбежно проиграет в сравнении с другими.
Нужно ли указывать желаемый уровень оплаты труда? Это зависит от обстоятельств. Вообще говоря, всякий
разговор о зарплате до окончания собеседования обычно ставит нанимателя в
трудное положение. Ведь он еще не знает ваших возможностей, не оценил, сколько
вы «стоите» в его шкале ценностей и возможностей, потому и не может заранее
ответить, готов ли он дать вам требуемую зарплату.
Поэтому,
если вы вообще решились указывать конкретные цифры, то укажите только желаемый
минимальный уровень, на который вы согласны, и обязательно упомяните, что он
минимальный. Писать лучше правду. Если вы укажете слишком высокую минимальную
зарплату, то никто не рискнет с вами связываться. Если же вам предложат
запрашиваемый минимум, то всегда можно сказать, что указанная цифра
минимальная, а предстоящая работа сложная, ответственная, и она стоит намного
больше.
Надо ли указывать
дополнительные сведения о себе? Если этою требует специфика будущей работы, то обязательно
укажите;
владение иностранным языком. Не следует завышать уровень знания вами иностранного ялика:
вам придется работать, возможна предварительная проверка уровня ваших познаний
работодателем или кадровым агентством. Обычно принята следующая градация: начальный
уровень, хорошее знание, свободное владение,
Рабата с компьютером. Если
вы не программист и не продвинутый пользователь, мы рекомендовали бы проконсультироваться
со знающими людьми, как правильно называются пакеты, с которыми вы работаете.
Нужно указать владение бухгалтерскими программами, а также специальными
программами, например, графическими редакторами. Также необходимо отметить
знание Интернета и умение пользоваться электронной почтой, что не совсем одно и
то же, как это представляется некоторым.
Знание оргтехники. Предполагает
умение работать с офисными мини-АТС, ксероксом, факсом. Телекс указывается
дополнительно. Можно указать, если такое имеется, наличие водительского
удостоверения и автомобиля.
В
конце резюме достаточно перечислить 2-3 своих увлечения. Лучше указывать
активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы), чем бытовые (дача, рыбалка,
охота).
Адаптируйте
резюме к требованиям работодателя.
Важно,
чтобы в резюме учитывались будущая работа и должность. Так, если, например, вы
претендуете на должность специалиста по тестированию или документированию
программного обеспечения, не стоит делать акцент на то, что вы — программист
высокого класса, даже если вы им и являетесь, Ведь вашу квалификацию могут
счесть слишком высокой для этой работы и отказать, понимая, что вы не сможете
качественно выполнять работу, ведущую к дисквалификации. Да и какому менеджеру
(особенно, если он тоже бывший программист) захочется иметь в подчинении
специалиста более высокой квалификации, чем он сам?
Если
же вам непременно нужна эта работа, следует преобразовать резюме так, чтобы
вашим основным занятием выглядело тестирование или соответственно документирование,
а остальные виды деятельности (программирование, внедрение, сопровождение) —
вспомогательным.
Аналогично
следует поступать, если вы претендуете на изменение рода выполняемой работы.
Следует показать, что вы всю жизнь как будто только тем и занимались, что
работали по вашей новой специализации,
Информация,
представленная в резюме, должна быть достоверной. Не оставляйте «белых пятен» в
споем резюме. А самое главное — резюме должно быть коротким: не более
одной-полутора страниц. Ваше умение ясно формулировать, кратко излагать —
показатель высокого уровня общей культуры.
Запомните
основные требования и правила оформления (заполнения) резюме:
*
Стиль написания резюме; краткость; конкретность; активность (никогда не пишите -
«участвовал», «оказывал помощь» и т.п.
Это позволяет думать, что вы лишь оказывали разовые услуги); честность.
*
Избегайте использовать местоимение «я».
*
Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок. Не следует писать:
«занимался обучением»; «помогал уменьшить ошибки»; «быстро усваиваю новые
знания». Пишите: «обучил двух новых служащих»; «сократил ошибки на 15%, чем
сэкономил фирме 50 000 дол.»; «освоил новые процедуры в рекордно короткий срок
— за две недели»,
*
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм. Не следует писать: «отвечал
за выполнение»; «находил применение следующим возможностям»; «нес ответственность
за». Пишите: «выполнил»; «эффективно использовал»; «отвечал за».
*
Предпочитайте позитивную информацию негативной. Не следует писать: «улаживал
жалобы на»; «препятствовал снижению доли продаж»; «перешел с должности».
Пишите; «помогал клиентам в»; «повысил потенциал продукта на рынке»;
«продвинулся на должность».
*
Концентрируйте внимание на ваших достижениях. Не следует писать: «проработал
там три года»; «выполнял дополнительную работу». Пишите; «получил повышение в
должности и два повышения оплаты»; «всегда выполнял работу в срок».
*
О чем не следует писать в резюме? Не надо включать в ваше резюме трудовую биографию.
На самом деле вашего потенциального работодателя интересуют только последние
2— 3 места работы; ваши физические данные; личную фотографию; причины, по
которым вы уходили с предыдущей работы; требования к зарплате; имена людей,
которые дают вам рекомендацию.
—
В заключение обратите внимание на следующие детали:
—
Попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, па котором написано резюме,
проверить его.
—
В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени, например:
«работаю», «проектирую»; соответственно при описании предыдущих мест работы
используйте глаголы в прошедшем времени.
—
Будьте последовательны: если вы один раз использовали сокращение, используйте
его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью),
—
Избегайте длинных фраз и мудреных слов,
—
Четко выделите необходимые заголовки,
—
Проследите, чтобы ваше резюме было оформлено в одном стиле.
—
Выбирайте стиль., который легко читается (большие поля, не мелкий шрифт,
достаточное расстояние между строками и т.п.).
—
Используйте бумагу белого цвета, хорошего качества.
—
Очень важно уместить ваше резюме па одной, максимум на двух страницах.
—
Будьте уверены, что вы сможете подтвердить всю информацию, которую вы включили
в резюме.
3. Как сформировать имидж профессионала
В
имидже каждого человека есть элементы, доставшиеся ему от рождения, переданные
ему по наследству от предков: рост, телосложение, черты лица. Сегодня считается
доказанным, что но наследству передаются и основные психологические черты, и
манера поведения, Но нельзя фатально предполагать и о своей будущей
профессиональной карьере.
Многие
психологи и аналитики утверждают, что имидж профессионала можно формировать
самому с учетом генетически заложенных человеческих качеств.
Как
формируется имидж профессионала? Что влияет на него?
Специалист
отличается от профессионала тем, что ориентирован на предмет своей работы.
Профессионал же ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных
ситуациях, для него важно решить проблему, и для этого он готов заимствовать
продуктивное из других областей,
Профессионал
считает частью своей компетентности коммуникативную составляющую, проще говоря
— умение грамотно общаться. Профессионал — человек, с которым приятно и
«удобно» работать и руководителю, и коллегам. Профессионально важным качеством
стало здоровье. Комплекс регулярных упражнений, составленных с учетом вашего
нынешнего самочувствия, веса и выносливости, сделает вас сильнее и
привлекательнее. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для
здоровья, но и приятно для самолюбия.
Для
того чтобы продвигаться по службе, важно быть уверенным в себе человеком и
иметь для этого основания. Люди, которые преуспевают в жизни, обычно опираются
на свои сильные стороны и спокойно принимают слабые.
Часто
люди, которые терпят неудачу, копаются в своих слабых сторонах, критикуют
себя, говоря: «Что со мной происходит? Почему у меня ничего не получается?» В
итоге они все больше теряют уверенность в себе.
По
тому, какие слова мы употребляем, люди судит о нас. Из слов плетется сеть
взаимоотношений между людьми. Чувства и мысли других людей, так же как и наши,
выражаются в словах.
Понаблюдайте
за собой и своим окружением. Какие слова являются ключевыми в вашей жизни? Как
вы отвечаете на вопрос: «Как дела?». Если ответ: «Ничего», у собеседника может
создаться впечатление, что у вас действительно ничего важного и существе иного
в ближайшее время просто не может произойти.
Попробуйте
вместо «ничего» отвечать «все в порядке» или «прекрасно, все идет по плану».
Нет слов важных и неважных, каждое ваше слово формирует ту реальность, в
которой вы живете.
Насколько
важен имидж для человека, делающего служебную карьеру? Настолько, чтобы стать
объектом постоянного внимания. Вы должны знать, что в вашем образе привлекает,
а что отталкивает окружающих; за счет чего складывается впечатление о нашей
компетентности, надежности, решительности. На некоторые вопросы вы можете найти
ответы сами, для решения других нам придется обратиться к профессионалу.
Есть
несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей
для роста карьеры: имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах
профессионального роста; мы верим тому, что видим; мы все занятые люди и часто
принимаем решения на основе первого впечатления; мы все действуем, осознаем
это или нет, как послы своей профессии или организации; хорошо выглядеть и
уверенно себя чувствовать — это хорошо для вас,
Как
покалывает опыт, из всего огромного количества материала по созданию имиджа
люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать
искренность и внимание, следить за обувью и прической, стремиться одеваться по
моде и т.д. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости».
Никто не против того, чтобы следить за своим
внешним видом и манерами. Но имидж — это всегда единство внутреннего и
внешнего, «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он прежде всего должен
быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней».
Для
профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим
миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
*
Высокая самооценка, уверенность в себе,
*
Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека.
*
Социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и
отрицательного в моей жизни»)
*
Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
*
Стремление к профессиональному росту.
*
Уважительное отношение к младшим и старшим по возрасту людям, к подчиненным по
службе.
*
Умение общаться и вести диалог на равных как с подчиненными (с простыми
людьми), так и со своими начальниками (с людьми, от которых вы в чем-то зависимы).
*
Стремление «прилично выглядеть», т.е. забота о своем внешнем виде.
Итак,
профессионал - высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к
совершенствованию своего имиджа.
Если
вы слишком робкий, нерешительный человек, измените свою жизненную установку
(если она не способствует успеху), измените свой имидж — и вас ждет успех!
|